compgod

центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15
Учебные классы: ул. Запарина, 135-б
тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19

Валерий Корж: Работодателям дадут право выбора


korzh350vВалерий КОРЖ, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

 

Валерий Анатольевич, как Минтруд планирует изменить подход к нормативному регулированию в сфере охраны труда?

Мы хотим уходить от жесткого регулирования на федеральном уровне на более гибкие формы. В законе будет минимум основных обязанностей, а методы, формы и способы их выполнения работодатель будет выбирать исходя из своей специфики. Гибкость в том, что предприятия смогут разрабатывать СУОТ исходя из размеров и характера производства, а также своих финансовых возможностей.

Чтобы работодатели смогли самостоятельно оценить профриски, мы переведем описание методов, дадим простые решения и обогатим их примерами

Мы не требуем, чтобы малый бизнес разрабатывал сложную и разветвленную систему управления. Для них подойдут упрощенные формы, которые не требуют крупных финансовых затрат. В этом случае в СУОТ будут входить организационные формы, такие как контроль безопасности, обучение и ознакомление работников, анализ, выявление всех опасностей, оценка рисков и пр.

 

Будут ли документы, которые помогут работодателям организовать управление профрисками?

Да, будут. Сейчас мы готовим методические рекомендации, этот термин ввели в закон осознанно. В рекомендациях будет спектр методов, из которых работодатель самостоятельно выберет подходящие для своей организации.

Если для нефтяников или металлургов оценка рисков — многоуровневые системы, для малого бизнеса — простейший алгоритм. Ресурсы крупных компаний позволяют нанять опытных специалистов, которые знают, как реализовать оценку рисков и провести поведенческий аудит безопасности. У среднего и малого сегмента нет таких возможностей, поэтому для них мы подготовим пошаговые алгоритмы с простыми формулировками, решениями и обогатим их примерами.

 

Будут ли в методических рекомендациях по оценке рисков готовые решения для работодателей?

Нет. Готовых решений не будет. Владельцем риска на 90 процентов является работодатель, поэтому он и должен решать, как именно их определять и оценивать. Так происходит во всех системах.

Когда работодатель рассчитывает доходы, вложения и сделки, он досконально просчитывает свои риски. А когда речь о наемных работниках и их безопасности, вдруг оценить риски становится невозможно. При этом оценить финансовые риски гораздо сложнее, в них для расчетов нужно учитывать гораздо больше факторов, чем на стационарных рабочих местах.

 

Изменится ли подход к контролю и надзору?

Если говорить о контроле, он принимает немного иные формы. Теперь он базируется на накопленной статистике нарушений, травматизма, становится более риск-ориентированным. При этом мы не ослабляем контроль, а концентрируем его там, где риск.

Работодатель, который не обеспечил безопасные условия для сотрудников, сознательно рискует. Когда человек рискует, он должен понимать, что последует за реализацией риска. Поэтому, если наступили последствия и сотрудник получил травму, — работодатель будет нести ответственность.

С помощью наших ресурсов малые предприятия смогут бесплатно пройти обучение и получить удостоверение 

 

Над какими новациями в области охраны труда сейчас работаете?

Сейчас мы стараемся внедрить электронный документооборот.

 

Как Минтруд относится к регистрации инструктажей по охране труда в электронном виде? За или против?

Конечно за. Но не потому, что это модно, а потому что у этой процедуры есть свои плюсы. Когда работодатель собирает информацию об инструктажах, нарядах-допусках, обучении, условиях труда, он накапливает BigData (большие данные). Благодаря этому, в дальнейшем накопится достаточный объем информации для анализа и принятия управленческих решений в сфере охраны труда.

Сейчас электронная система доступна в основном крупным предприятиям. Они могут позволить себе создать необходимую IT-систему. Процедура дорогая, основана на сложных программных решениях. Но для организаций с разветвленной горизонтальной структурой по всей России такая система дает результат.

korzh8703

Появятся ли решения, доступные для малого бизнеса?

Да, для остального сегмента мы попробуем уже опытную эксплуатацию системы дистанционного тестирования и подготовки по охране труда. В прошлом году мы разработали ее, а сейчас уже разместили на нашем серверном оборудовании. Такую систему мы протестируем на организациях разных сегментов.

В системе для обучения есть текстовые аудио- и видеокурсы плюс тесты. Попробуем отладить систему идентификации и дадим возможность проходить бесплатное обучение по охране труда на серверах Минтруда. Благодаря этому малые предприятия смогут проходить обучение и тестирование в доступной форме и получить действующее удостоверение со штрихкодом. Инспекциям дадим возможность сканировать коды, чтобы проверить их подлинность.

 

Могут ли работодатели уже сейчас регистрировать инструктажи в электронной форме? Как им нужно это оформить?

Сейчас контроль базируется на накопленной статистике нарушений и травматизма. Мы не ослабляем контроль, а концентрируем его там, где риск

Да, могут. Но мы не даем для работодателей решений, только право. Реализовать систему они должны самостоятельно, исходя из собственных возможностей. Сейчас на рынке уже есть масса решений идентификации, в том числе Face ID, Touch ID, личные кабинеты с логином и паролем. Также для регистрации можно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Идентификацию работодатель устанавливает для себя, для дальнейшего контроля и принятия решений. Если что-то случится, ему нужно будет доказать, что работника обучили в полном объеме. Я считаю, что после того как мы официально в законе пропишем такое право, на рынке сразу появится множество более дешевых решений, доступных для работодателей из разных сегментов. Может быть это будет программа, в которой ты проходишь занятия и тесты, а результат автоматом подгружается в единый реестр.

 

Ростехнадзор активно работает над дистанционным контролем за соблюдением предприятиями требований промбезопаности при помощи видеонаблюдения. Есть ли у Минтруда планы вводить такой контроль?

В этом направлении мы хотим дать работодателям право, а не обязанность. Если Х раздел ТК примут в текущей редакции, то предприятия при желании смогут подключить к системам видеонаблюдения контролирующие органы. А в дальнейшем мы внесем дополнительные положения в документы о надзоре. Например, снизим частоту плановых проверок или отменим их совсем.

Беседовала Екатерина Ситько, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»