Филиал ИТЦ ПТМ: 675002 г. Благовещенск ул. Лазо, 2 оф. 317
тел/факс +7 (4162) 520-972; +7 (924) 213-21-10

центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15
Учебные классы: ул. Запарина, 135-б
тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19

Лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных


lift 135В среднем с продуктом лифтовой промышленности по всей стране в день пользуется около 90 млн человек, а его безопасность, долговечность и комфортабельность для граждан РФ ежедневно обеспечивают более 120 тысяч работников лифтового хозяйства. Это и конструкторы, и инженеры, и наладчики, и мастера по ремонту, и механики, и работники производственных предприятий.

Как у любой другой отрасли, в этой есть свои проблемы. Ее называют «нехватка квалифицированных кадров».

Проблемы безопасности на вертикальном транспорте беспокоят всех, но в особенности тех, кому приходится не только пользоваться лифтом, а участвовать в его производстве, ремонте и эксплуатации, то есть тех, кто должен обеспечивать комфортное и безопасное функционирование вертикального транспорта.

 

По данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), которая ведется Комитетом по аналитике и статистике Национального Лифтового Союза (НЛС), в результате аварий на лифтах:

 - за 2015 г. погибло 10 человек, травмы получили 24 человека;

 - за 2016 г. погибло 36 человек, травмы получили 37 человек;

 - за 2017 г. погибло 35 человек, а травмы получили более сотни человек.

 

Анализ аварий на лифтах показал, что чаще всего их причиной является некачественное техническое обслуживание оборудования, низкая профессиональная подготовка электромехаников, халатность, нарушение инструкций и регламентов по обслуживанию и сервису. Все это является следствием несовершенства системы подготовки кадров в лифтовой сфере.

Однако первый шаг к созданию отлаженной системы безопасной эксплуатации лифтового хозяйства сделан. Постановлением Правительства РФ № 743 от 24 июня 2017 года приняты «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». .Впереди масштабные планы по разработке, принятию и внедрению в жизнь целого ряда дополнительных нормативных документов, обеспечивающих практическую реализацию положений принятых Правил.

Квалификация персонала выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих работ.

В этой рубрике мы расскажем о профстандартах, которые действуют в этой сфере.

 

Профессиональный стандарт
"Лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных"

 

liftnew3502Поговорим о том, какими профессиональными навыками должен обладать человек, от компетентности которого зависит безопасность и комфорт при передвижении в лифтах.

Рассмотрим профессиональный стандарт лифтёра-оператора по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных.

Наверное, каждый из нас боится застрять в кабине лифта. Истории о долгом и тоскливом ожидании спасателей, о том, как давит замкнутое пространство не прибавляют желания побывать в подобной ситуации. Таких историй могло и не быть, если бы все лифтёры грамотно исполняли свои обязанности.

Возможно ещё и поэтому был разработан профстандарт лифтёра-оператора по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных.

Лифтёр занимается обслуживанием лифтов, подъёмников для инвалидов и поэтажных эскалаторов. Основная цель его деятельности - обеспечение безопасной эксплуатации этих конструкций.

Человек, которых хочет освоить профессию лифтёра, должен пройти профессиональное обучение и пройти недельную стажировку под руководством опытного лифтёра.

 

Обязательным условием допуска к работе такого специалиста является прохождение обязательных медицинских осмотров:

  • предварительных - проводятся при поступлении на работу;
  • периодических;
  • внеочередных.

 

Свою компетентность сотрудник должен подтвердить квалификационными удостоверениями или сертификатами.

 

 

Трудовые функции лифтёра

Профстандарт устанавливает три обобщённые трудовые функции для лифтёра, каждая из них соответствует третьему квалификационному уровню. Это операторское обслуживание:

  • лифтов;
  • подъёмных платформ для инвалидов;
  • поэтажных эскалаторов.

 

В рамках каждой обобщённой трудовой функции выделяются частные. Так, для обслуживания лифтов, работник:

  • ежесменно осматривает лифты;
  • управляет лифтом несамостоятельного пользования (имеются ввиду грузовые, больничные и пассажирские лифты);
  • принимает меры при обнаружении неисправностей лифта;
  • эвакуирует пассажиров из остановившейся кабины лифта.

 

Для выполнения всех перечисленных функций лифтёр:

  • проверяет качество работы лифта согласно инструкции по эксплуатации;
  • зрительно определяет наличие или отсутствие внешних повреждений и неисправностей оборудования лифтов;
  • документально оформляет результаты осмотра лифта;
  • информирует соответствующие службы о выявленных неисправностях лифта;
  • направляет лифт к месту вызова на соответствующий этаж;
  • следит за равномерностью загрузки кабины лифта, правильным размещением груза и его разгрузки;
  • смотрит за расположением в кабине пассажиров и сопровождающих лиц;
  • отключает лифт в случае неисправностей;
  • размещает на основном посадочном этаже сведения о неисправности лифта;
  • изучает информацию об остановке лифта;
  • инструктирование пассажиров о мерах по эвакуации и правилах поведения;
  • освобождение пассажиров из кабины лифта;
  • составление отчёта о результатах эвакуации пассажиров;
  • при необходимости - вызов медицинской службы.

 

Отдельно в профстандарте прописаны трудовые функции при обслуживании подъёмных платформ для инвалидов:

  • в каждую смену осматривает платформы;
  • при обнаружении неисправностей платформы принимает необходимые меры;
  • контролирует работы платформ с использованием системы операторского обслуживания;
  • эвакуирует пользователей из остановившегося грузонесущего устройства платформы.

 

При этом специалист осуществляет те трудовые действия, что и при обслуживании. Добавляются только:

  • ведение видеонаблюдения за перемещением пользователей, находящихся на платформе;
  • мониторинг работы платформ с удалённого рабочего места оператора.

 

Трудовые функции для обслуживания поэтажных эскалаторов:

  • контролирует перемещение пассажиров, находящихся на эскалаторе;
  • при обнаружении неисправностей и возникновении внештатной ситуации в процессе эксплуатации принимает необходимые меры.

Трудовые действия совпадают с перечисленными выше.

 

 

Трудовые умения лифтёра

Специалист, занимающийся обслуживанием лифтов, среди прочего должен уметь:

  • проверять замки и выключатели безопасности дверей шахты и кабины лифта, подвижной пол, реверс привода дверей, аппарат управления, двустороннюю переговорную связь, освещения кабины лифта и площадок;
  • устанавливать точность остановки кабины лифта на площадках при движении вверх и вниз;
  • следить за целостностью оборудования лифта, исправностью замков дверей помещений.
  • определять неисправности, влияющие на безопасную эксплуатацию лифта;
  • обозначать местоположение кабины в шахте лифта;
  • исключать случаи перемещения кабины лифта с открытыми дверями шахты.

 

К профессиональным умениям лифтёра-оператора, обслуживающего платформы подъёмных, относятся:

  • ведение отчётной документации;
  • отключение платформы подъёмной;
  • определение состояния оборудования платформы подъёмной;
  • консультирование пользователей о мерах по эвакуации;
  • оказание первой помощи.

И, наконец, при обслуживании поэтажных эскалаторов лифтёр должен продемонстрировать умения по составлению отчётной документации, использованию системы видеонаблюдения, оказанию первой помощи.

 

 

Необходимые знания

От быстроты и чёткости работы лифтёра-оператора зависит, будет ли поездка на лифте комфортной, а в случае аварии - как много времени пользователь проведёт в кабине лифта. Для оптимизации работы лифтёр должен овладеть определёнными знаниями.

 

Лифтёр, чья задача - обслуживание лифтов, непременно должен знать:

  • устройство лифтов;
  • порядок проведения осмотра лифтов;
  • устройство безопасности лифтов;
  • использование звуковой сигнализации и двусторонней переговорной связи;
  • производственную инструкцию и инструкцию по охране труда;
  • приёмы выполнения работ;
  • правила пользования лифтом;
  • оформление отчётной документации;
  • классификацию неисправностей лифта;
  • виды нештатных ситуаций;
  • порядок освобождения пассажиров;
  • правила оказания первой помощи.

 

Специалист, обслуживающий платформы подъёмных, знает:

  • устройство платформы подъёмной;
  • инструкцию оператора платформ подъёмных;
  • правила пользования платформой;
  • как оформлять результаты осмотра;
  • типы неисправностей платформы;
  • порядок размещения сведений об этих неисправностях;
  • назначение и расположение предохранительных устройств;
  • методы эвакуации пользователей.

 

А лифтёр-оператор, в ведении которого находятся поэтажные эскалаторы, при устройстве на работу должен продемонстрировать знание:

  • устройства эскалатора;
  • инструкции оператора эскалатора;
  • правила пользования эскалатором;
  • особенности ведения документации;
  • виды неисправностей эскалатора;
  • правила пользования кнопкой «Стоп».

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт