compgod

центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15
Учебные классы: ул. Запарина, 135-б
тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19

Купил — забыл — поплатился


zesli3502Учебный центр ИТЦПТМ, продолжая намеченную на 2019 год линию активной разъяснительной работы о важности реального и качественного обучения персонала, предлагает обратить внимание на описанную ниже проблематику.

Мы уже писали про общую ситуацию с "упрощенным" образованием, продажей "корочек" в статьях здесь и здесь, сегодня мы предлагаем посмотреть на такую порочную практику с другой стороны — когда сталкиваемся с последствиями.

Во-первых, необходимо отметить, что в нашей стране уже не первый год работает система независимой оценки квалификаций, правовой основой которой является Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Уже можно наблюдать результаты ужесточения подхода государства к вопросам квалификации работников путем внедрения этой системы.

 


"Переход от рынка дипломов и резюме к рынку квалификаций — вот наша задача в среднесрочной перспективе"

/А.Н. Лейбович, генеральный директор АНО "Национальное агентство развития квалификаций"/


 

Например, для работников лифтовых профессий подтверждение квалификации в системе независимой оценки квалификаций стало обязательным — об этом указано в подпункте "р" пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 (далее — Правила № 743). Более того, в конце 2018 года государством (постановление Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 1639) установлено легальное определение "квалифицированный персонал" — физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации".

Таким образом, очевидно ввиду того, что эксплуатация лифтов связана с безопасностью пассажиров, государство уже установило  жесткий "ценз" на право заниматься данной профессиональной деятельностью. При этом речь идет даже не об уровне предприятия в целом (когда государством могут использоваться привычные инструменты — лицензирование, аккредитация, членство в саморегулируемой организации), но на уровне работников.

topi3502И здесь хорошей иллюстрацией будут слова Министра труда и социальной защиты России Максима Топилина: "Перед Правительством Российской Федерации стоит задача обеспечить увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников". В качестве инструмента для достижения этой цели, предлагается система независимой оценки квалификаций, суть которой очень проста: работник сдает профессиональный экзамен в центре оценки квалификаций (далее - ЦОК), который независим от образовательных организаций и работодателей, и подтверждает таким образом свою квалификацию, получая свидетельство о квалификации. То есть уже не документ об обучении (диплом, свидетельство, удостоверение) выходит на первый план как подтверждающий квалификацию работника, а свидетельство о квалификации — документ, выданный ЦОК.

Сама процедура проведения профессионального экзамена в ЦОК жестко регламентирована, проходит с видеофиксацией и без знаний на такой экзамен идти бессмысленно, это будет пустая трата времени и денег (экзамен платный). И тут мы можем сделать первый вывод — покупка "корочек", получение образования "по упрощенной схеме" станет не просто бесполезным, но даже убыточным мероприятием и для работника и для предприятия.

 

optra350Во-вторых, многие из нас не понаслышке знают о работе надзорных органов (Федеральная инспекция труда, Гостехнадзор, Ростехнадзор, органы прокуратуры). В крайних ситуациях, когда произошла авария, инцидент, несчастный случай, к такой работе параллельным курсом подключаются следователи Следственного комитета. Для отстаивания законных интересов предприятия требуется в таких случаях время и силы, особенно если речь идет о травмированных или погибших.

 

Можно привести два простых примера:

а) работник в целях трудоустройства перед обращением к работодателю прошел обучение по "упрощенной схеме" (пришел, заключил договор, оплатил его и получил "корочки");

б) предприятие в своем штате имеет стажированного работника, который выполняет свою работу много лет, но у него нет необходимых для выполнения такой работы "корочек", и предприятие в целях легализации такого работника направляет его на обучение по "упрощенной схеме" (заключило договор, оплатило его и получило "корочки").

 

В ходе выполнения работ такой обученный по "упрощенной схеме" работник допускает ошибку, приведшую к инциденту или аварии, несчастному случаю. При расследовании причин ЧП такая предыстория получения "корочек" выясняется довольно легко и быстро:

- самостоятельно "обучившийся" перед трудоустройством в большинстве случае обвинит в причине своей ошибки продавшую "корочки" образовательную организацию ("если они продают "корочки", то почему их никто не ловит");

- для "обученного" предприятия работника в целях ухода от ответственности тоже самый простой и очевидный путь рассказать следователю, что он не знал как действовать в ситуации, предшествующей ЧП, потому что не обучался, а наличие "корочек" вообще не его головная боль, а начальства с кадровиками (и это, по большому счету, справедливо, так как обязанность по подготовке персонала лежит на руководстве, а не на самом работнике).

Как видно, обе ситуации не предполагают благоприятного исхода, вопрос только в размерах последствий ЧП.

При этом неприглядный факт практикуемого подхода к обучению  персонала по "упрощенной" схеме может стать серьезным ударом по репутации предприятия — как для потенциальных работников (не очень приятно осознавать, что на работе ты будешь выполнять ответственную работу без необходимого уровня подготовки), так и для клиентов, заказчиков. Все мы хотим получать услуги качественные, выполняемыми квалифицированными исполнителями, и, например, мало кто пойдет в стоматологическую клинику, в которой неумелые действия персонала привели к врачебной ошибке, пусть там и цены невысокие. Тем более, рынки услуг демонополизированы и всегда есть возможность выбрать исполнителя, подрядчика.

 

zeslib350Учебный центр ИТЦПТМ осуществляет образовательную деятельность более  10 лет, и являясь некоммерческой организацией, нацелен на достижение своей уставной задачи - удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения профессионального образования, удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах, распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня, сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества, и руководствуется принципом - давать людям знания, профессию.

Справочную и дополнительную информацию по курсам обучения Вы можете получить по телефонам в г. Хабаровске: (4212) 466-707, 466-709, WhatsApp: +7(924)100-76-47 или воспользоваться формой обратной связи на сайте - мы постараемся предложить индивидуальные условия и разумную цену.