vkontakte odnoklassniki youtubeМы в Telegram

Центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15
тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19
WhatsApp: +7-924-100-76-47

Контрольно-надзорная деятельность Ростехнадзора


gubshp350Совершенствование госконтроля на примере работы регионального Ростехнадзора обсуждалось 17 ноября на публичном балансовом мероприятии с участием куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта и главы Ростехнадзора Алексея Алёшина.

«Снижение административного давления на бизнес должно привести к принципиальным изменениям в самой философии контроля, перестроить её с принципа "найти нарушение и наказать любой ценой" на партнёрские отношения, сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба», — сказал губернатор.

Он напомнил, что Ростехнадзор одним из первых начал внедрять в своей работе принципы «умного», риск-ориентированного госконтроля. По словам главы ведомства Алексея Алёшина, уровень аварийности и смертельного травматизма имеет тенденцию к снижению.


 

 

vse350С 2010 года, когда произошла авария на шахте "Распадская" и были ужесточены требования к обеспечению промышленной безопасности, и по 2016 год показатели аварийности снизились на 40%, а смертельных случаев — на 46% по всем видам надзора. При этом количество выявляемых нарушений остаётся стабильным, с очень небольшой тенденцией к снижению. Ежегодно мы выявляем около 800 тыс. нарушений», — отметил руководитель Ростехнадзора.

Меры по реформированию контрольно-надзорной деятельности направлены в первую очередь на реформирование работы контрольно-надзорных органов. Следующим шагом, по мнению Алексея Алёшина, должны стать изменения в работе самого бизнеса — он должен стать более ответственным и добросовестным.


 

 

abyz350Без вовлечённости предпринимателей в работу надзорных ведомств реализовать цели и задачи реформы госконтроля невозможно, подчеркнул Михаил Абызов. Благодаря балансовым мероприятиям инспекторы, по его словам, из начальников, которые наказывают и проверяют, становятся подотчётными лицами и отвечают на неудобные вопросы. Это и есть партнёрская модель и новая культура взаимоотношений с бизнесом, считает министр.

Основные результаты реформы должны быть получены в 2017-2018 годах, хотя сама реформа имеет долгосрочный характер и рассчитана до 2024 года.

«Пока Россия отстаёт в 2 раза по обеспечению безопасности наших граждан по контролируемым государством рискам от стран ОЭСР. Именно поэтому основной задачей проекта является повышение безопасности и качества жизни граждан. Это означает снижение смертельных случаев, травматизма, заболеваемости по тем направлениям, которые контролирует государство. Уже в этом году мы должны обеспечить снижение соответствующих показателей на 10%. Именно для этого существует государственный надзор, а не для того, чтобы контролировать абстрактные и никому не понятные требования», — подчеркнул Михаил Абызов.

Лучшие международные практики говорят, что взаимоотношения между инспекторами и бизнесом должны быть партнёрскими и ориентированными на предотвращение нарушений, ущерба и чрезвычайных ситуаций. Со следующего года будет применяться новая система оценки эффективности и результативности проверочной деятельности, напомнил Михаил Абызов. Работа надзорных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок и штрафов, а по снижению смертности, ущерба и вреда.

Сейчас существует 2 млн требований к бизнесу по 160 видам контроля и надзора. Чтобы изменить эту систему, необходимо принимать новые нормативно-правовые акты. Быстро это сделать не удастся, сказал Михаил Абызов.

 


Одним из первых шагов в систематизации требований к бизнесу станет внедрение со следующего года чек-листов — списков контрольных вопросов, по которым инспекторы будут проверять выполнение требований у предпринимателей. Пока в них включаются практически все без исключения требования, но бизнес просит, чтобы в этих списках в виде «красных страниц» выделялись требования, которые должны стать объектом повышенного внимания со стороны контролёров и поднадзорных субъектов.


 

 

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олега Герасимова, пока предприниматели не почувствовали радикального сокращения административной нагрузки и ухода от «палочной» системы в работе надзорных органов и рассчитывают, что 2018 год будет в этом плане показательным.

 


Что касается плановых проверок, то уже можно констатировать, что их будет как минимум на 10% меньше, чем в 2017 году, а по сравнению с 2016 годом сокращение составит 17%, сказал Михаил Абызов, ссылаясь на план, направленный надзорными органами в Генпрокуратуру. Добиться такого сокращения удалось, в том числе, благодаря внедрению риск-ориентированного подхода. Он будет применяться и при решении о выходе на внеплановые проверки, сообщил министр.


 

«Наша задача — в 2018 году внеплановые проверки начать проводить на базе риск-ориентированного подхода. Не ограничивая круг возможных субъектов, которые могут обратиться с жалобой, потому что это конституционное право человека. Анонимные жалобы теперь не рассматриваются надзорными органами, но и сейчас не все жалобы объективны. Риск-ориентированный подход должен дать возможность надзору в зависимости от полученного сигнала определить степень опасности нарушения и принять адекватные меры реагирования. Если сигнал свидетельствует о возможном риске для жизни и здоровья — нужен быстрый выход на проверку. По остальным сигналам будут приниматься иные меры реагирования. Это заложено в новом законе о госконтроле», — пояснил Михаил Абызов.

 

Инспекторский состав должен быть переориентирован на работу по профилактике и аналитике, а это новые компетенции, требующие другой технологической поддержки за счёт новых информационных систем. Для этого за следующий год мы планируем провести масштабное обучение инспекторского состава и руководителей наших надзорных ведомств. Подготовлена программа дистанционного обучения, в которую мы предполагаем вовлечь 10-15 тыс. сотрудников надзорных органов», — сообщил министр Михаил Абызов.

 

Контрольно-надзорная деятельность РостехнадзораКонтрольно-надзорная деятельность РостехнадзораКонтрольно-надзорная деятельность Ростехнадзора

 

Судя по активности предпринимателей, присутствовавших на мероприятии, у бизнес-сообщества вопросов накопилось много. К сожалению, большая часть времени ушла на заслушивание докладов и времени на обсуждение практически не осталось. Не все смогли получить ответы на актуальные для них вопросы. Однако, свой вопрос, касающийся инспекторских проверок, смог задать Колбин Юрий Владимирович, Руководитель организации поднадзорной Ростехнадзору. Его решение Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызов взял под свой личный контроль.

Ю.Колбин задает вопрос Министру Открытого правительствавопрос Министру Открытого правительства М.Абызову

 

 

Видео мероприятия

 

 

 

 

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт ФОТО: Khabkrai.ru