vkontakte odnoklassniki youtubeМы в Telegram

Центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15
тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19
WhatsApp: +7-924-100-76-47

Итоговая конференция по охране труда в 2023 году. Как это было? (часть 2)



При формировании культуры безопасного труда необходимо руководствоваться следующими принципами:
нельзя «подталкивать» работника к нарушению мер безопасности ни явным, ни скрытым способом;
нельзя проходить мимо нарушения требований безопасности, не замечать их. Если работник нарушает требования безопасности нужно твёрдо, но корректно сказать ему;
проводя анализ нарушений надо разделять случаи, когда работник сознательно допускает нарушение или это стало следствием незнания, ошибки, заблуждения;
расследовать случаи нарушений надо с «холодной» головой, без лишних эмоций, не превращать расследование в театральное представление.


Следует помнить, что люди копируют поведение руководителей, авторитетных коллег, других работников. Как ни странно, но именно это копия определяет групповую модель поведения в будущем куда успешнее сотен инструкций. Показательная история. На одной шахте было установлено негласное, но обязательное правило: все работники перед спуском проверяли работоспособность своих фонарей и показывали старшему бригадиру. Только после этого бригадир давал команду на спуск в забой. Один молодой шахтер не выполнил требование бригадира и даже пожаловался руководителю на «необоснованное» требование старшего и «потерю времени» во время проверки. Руководитель накричал на бригадира и потребовал прекратить проверки. Нетрудно догадаться, что участились случаи работы с тусклыми и неисправными фонарями и, как следствие, вырос травматизм. Так необдуманный поступок может нарушить систему безопасности предприятия.

Один из конкретных приемов, развивающих культуру безопасности, — вовлекающий инструктаж. Обычный инструктаж выглядит как монолог: руководитель рассказывает о предстоящем задании, сотрудник расписывается и уходит. Но никто не знает, действительно ли он в полной мере осознает грозящую опасность. Гораздо эффективнее инструктировать людей в формате диалога, когда руководитель задает вопросы («Какой самый большой риск в вашей работе вы видите?», «Почему такая ситуация может с вами случиться?», «Что вы будете делать, чтобы этот риск предотвратить?» и т.д.), а факторы риска проговаривает сам сотрудник. Сложность такого вида инструктажа лишь в том, чтобы начать задавать вопросы и вести беседу, а не выдавать готовый текст.