vkontakte odnoklassniki youtubeМы в Telegram

Центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15
тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19
WhatsApp: +7-924-100-76-47

Реформа контрольной и надзорной деятельности


rtn350Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию этой приоритетной программы в правительстве, являлся министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов (с мая 2012 года до мая 2018 года). Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.

Программа направлена на снижение административной нагрузки на бизнес и установление прозрачных отношений между предпринимателями и государством.

Деловой климат в стране во многом зависит от ее успешной реализации. Старую модель государственного контроля необходимо заменить на новую – партнерскую. Будет непросто: и предпринимателям, и государственным органам придется идти на уступки и компромиссы. Но если это удастся, то инспектор вместо контролера, выискивающего формальные нарушения в работе предпринимателя ради выполнения плана, станет помощником, защищающим бизнес от техногенных или финансовых рисков, а общество – от причинения вреда охраняемым ценностям.
Алишер Усманов, член бюро правления РСПП

 

К 2018 году административная нагрузка на бизнес должна быть снижена на 20%, а к 2024 году она должна снизиться вдвое — на 50%. Такие показатели решено взять за основу при разработке приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

 

Проект

 

Выступая на заседании Совета, Дмитрий Медведев заявил, что количество контрольных органов в стране «устрашающее». «Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов, которые этим занимаются», — сказал Медведев.

Он также отметил, что «надзорная деятельность из средства поддержания законности в целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды, в том числе на бизнес».

Предпринимательское сообщество ожидает скорейшего отказа от «палочной» системы, перехода к защите охраняемых ценностей, определению исчерпывающего перечня   видов государственного контроля, прекращению практики проверки обязательных требований, не включенных в соответствующие перечни нормативно-правовых актов, внедрению чек-листов.
Андрей Варичев, Председатель комитета РСПП

 

Недостаточная компетентность проверяющих лиц ухудшает качество проведения проверок, по мнению четверти участников опроса Доля снизилась на 9,2%. С большим отрывом следует вариант «заказные проверки» - его отметили 9,2% компаний (-6,2% от значений 2014 года). Чуть меньше - 7,7% представителей бизнеса столкнулись с нарушением правил проведения проверок. По сравнению с данными четырехлетней давности доля варианта упала почти в два раза. Согласно ответам 6,9% компаний, проблемной было несоответствие предмета проверки тому, что было указано в распоряжении. В 2014 году этот ответ набрал долю 9%. Только 3,8% организаций получили при проведении проверок прямые и косвенные намеки на необходимость оплаты услуг. Четыре года назад с этим столкнулась десятая часть опрошенных

Вот к примеру, только в этом году огласке получено два уголовных дела.  В Хабаровском крае и Новосибирской области.

Главный инспектор отдела новосибирского Ростехнадзора предстанет перед судом по обвинению в поучении взятки. Инспектору вменяются четыре эпизода преступлений по статье «Получение взятки». Преступления были совершены с 2016 по 2017 год. По версии следствия, инспектор за денежное вознаграждение оформила акты осмотров и выдала разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок ряду юридических лиц на территории Новосибирска.

А в Хабаровском крае, уже бывший сотрудник Дальневосточного управления Ростехнадзора, на протяжении четырех лет, «гарантировал» строительной фирме допуск к работе грузоподъемной техники. Чтобы регулярно получать выплаты, фигурант вовлек в преступную схему собственного отца.

 

Реформа контрольно-надзорной деятельности сейчас находится в активной фазе. Эти приведенные выше примеры не последние, которые нас ожидают. Как отмечает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, один из авторов доклада о состоянии делового климата в России, «об итогах говорить пока рано. Впереди еще много работы. Однако уже на этом этапе констатировать, что проводимая реформа – одно из самых удавшихся преобразований в сфере государственного управления в нашей стране за последние полтора десятка лет».

ИСТОЧНИК